На встречу
к звездам!
Наименований: 0
в количестве 0
на сумму: 0 руб
Войти в корзину

Театр фейрверка – от Средневековья до наших времен

09.11.2019

С самого начала своей истории салют выступал в качестве демонстрации умения управлять огнем. Это яркое зрелище, которое со времен Средневековья было возведено в ранг невероятно яркого, впечатляющего зрелища. С момента возникновения для проведения салютов активно использовались архитектурные сооружения и другой антураж, что делало огненное шоу более впечатляющим и ярким.

Развитие мастерства фейерверков

Назвать точную страну, где были придуманы фейерверки, сложно. Хотя многими пальма первенства отдается Китаю, где даосские монахи случайно открыли тайну пороха и положили начало зрелищам с применением салютов. В каждой стране мира, где использовались фейерверки, базовым элементом выступал именно порох. Но формула могла дополняться специфическими ингредиентами, что делало фейерверки уникальными и невероятно притягательными для зрителей.

Во времена Средневековья гильзы для зарядов производились из высверленных деревянных или тростниковых трубок, так как бумага стоила очень дорого. Подобное решение было очень опасным, так как при поджигании трубки легко разрывались, образуя острые осколки. Не редкость серьезные травмы среди зрителей, в которых попадали такие осколки. Поэтому трубки степенно начали укреплять, хотя первое время не особо тщательно. Дело в том, что салюты использовались в качестве развлечения знати, то есть большие толпы не собирались, аристократия обычно наблюдала за шоу с безопасного расстояния.

Но, если безопасности ранее уделялось не так много внимания, то зрелищность выводилась на первое место. Например, при Петре I пиротехническое искусство получило серьезный толчок к развитию. На Руси мастерство боевой артиллерии было направлено на мирные цели. Препятствием стала только некоторая нехватка пороха, поэтому первые фейерверки устраивали по крупным церковным праздникам, во время коронации или свадеб титулованных дворян.

При царице Елизавете пиротехнические шоу начали выходить на новый уровень. Организация и проведение салютов осуществлялись под строгим государственным контролем, обязательным являлось составление театральной программы, разработкой которой занималась Академия наук. К составлению подобных программ часто отношение имели видные ученые и поэты того времени. Например, известно, что к некоторым пиротехническим шоу были причастны Тредиаковский, Ломоносов, Кулибин и многие другие. Благодаря им, составление планов и программ проведения салютов вышло на новый, более технический уровень.

Смежными науками, чьи открытия использовались при организации шоу, стали химия, статика, инженерия, баллистика. После составления каждая программа проверялась в Штабе Артиллерии и Фортификационных сооружений. После этого указание о производстве фейерверков поступало на фабрику. То есть процесс стал упорядоченным и налаженным, обеспечивающим большую безопасность для зрителей.

После изготовления и поставок пиротехническая продукция размещалась на специальных стеллажах и подставках. В качестве площадки использовались предварительно сооруженные помосты, тут же устанавливались декорации и фигуры, которые придавали салютам больше зрелищности. Если случай, по которому давали фейерверк, относился к особо торжественному, к участию в программе привлекались артиллеристы, дававшие залпы из боевого орудия. Первый театр для проведения таких пиротехнических шоу был открыт в Петербурге в 1730 году. В тех пор фейерверки перешли в разряд яркий и невероятно красивых театрализованных шоу.

Вернуться к списку статей